детская психотерапия и сеансы психотерапии

поведение ребенка
детские страхи
страхи детей 1 - 3 лет
страхи детей 3 - 5 лет
страхи детей 5 - 7 лет
страхи детей 7 - 11 лет
страхи детей 11 - 16 лет
устранения страхов
психотерапия
детская психотерапия и сеансы психотерапии

Детская психотерапия


Зачастую ребенок не может выразить словами свое внутреннее психологическое неблагополучие (ощущение грусти, подавленности, беспомощности, одиночества, безнадежности). Он сигнализирует нам 3 способами:
  Изменение поведения
  стал робкий, неуверенный, менее жизнерадостный;
  часто плачет, с трудом засыпает по вечерам, стал боязлив;
  легко теряет самообладание: раздражителен, дерзок, груб, упрям;
  без разрешения берет деньги, уходит из дома;
  часами не отходит от компьютера, живет в виртуальном мире
  Ухудшение состояния здоровья
  частые простудные заболевания;
  боли и недомогание неясного характера;
  Формирование хронических заболеваний (гастриты, аллергическая патология, диабет, вегето-сосудистые нарушения).
Детская психотерапия-это комплекс психологического и медицинского воздействия на ребенка и его семью для того, чтобы помочь ему в социальной адаптации, взрослении, сохранении физического и душевного здоровья. Это сравнительно молодая область психотерапии становится все актуальнее, т.к. в наши дни быть родителем труднее, чем когда-либо в истории.
В настоящее время психотерапевтическая помощь становится все более актуальной. Психотерапевт – это уже не неведомое нечто, а зарекомендовавший себя профессионал, помогающий в борьбе с жизненными трудностями. Воздействие словом составляет сущность психотерапии. При этом лечебный эффект определяется той информацией, которая исходит от врача, его речи и всей его личности. Специфические формулы психотерапевта, методы убеждения, произнесенные слова должны быть весомы, аргументированы, им надлежит тронуть, ободрить, воодушевить пациента. Конечно, это напрямую связано как с внушаемостью, активным стремлением к выздоровлению подопечного, так и с мастерством врача.
К настоящему времени в мире имеется более 500 методов и форм психотерапии. Все виды психотерапии, которые применяются в настоящее время, берут свое начало в наблюдении за реальными жизненными ситуациями и позитивном их разрешении.
Наиболее популярными видами психотерапии являются:
1. Гипноз;
2. Психоанализ;
3. Трансактный анализ;
4. Арттерапия;
5. Телесно-ориентированная психотерапия;
6. Аутогенная тренировка;
7. НЛП;
8. Гештальт-терапия;
9. Трансперсональная психотерапия.


Различные психологические методики и тесты позволяют выявить тонкие, характерные для определенных заболеваний нарушения мышления. Допустим, причудливость ассоциаций, склонность к бесплодному рассуждательству, особую логику суждений. Оценивается степень утомляемости ребенка в различных видах деятельности, учитываются способность запоминания, возможность удерживать определенный объем сведений. Разумеется, важное значение придается работоспособности, заинтересованности в лучшем результате, отношению к допущенным ошибкам, самооценке.

Самая старая и самая известная из методик – психоанализ Зигмунда Фрейда. Основная идея Фрейда заключается в том, что самый счастливый период человеческой жизни – внутриутробный. Поэтому человек неосознанно стремится назад, в детство. Отсюда проистекают и эдипов комплекс, и другие отклонения, связанные с вытесненными сексуальными влечениями.
Психоаналитик, то есть психотерапевт, использующий метод психоанализа, выслушает исповедь своего пациента в уютной обстановке. Причем не однократно, а несколько раз в неделю, из года в год. Пациент рассказывает обо всем. О своих снах, детских травмах, отношениях с окружающими. Проговаривая свои проблемы, человек постепенно освобождается от них. На Западе на психоаналитика учатся десятилетиями. Моложе сорока лет таких специалистов просто не может быть. В нашей стране найти настоящего психоаналитика сложно.
В настоящее время психоанализ уже далеко не единственная разновидность психотерапии. Существует масса других. Например, аутогенная тренировка – метод самовнушения и саморегуляции, предложенный в 1932 г. немецким психотерапевтом И.Шульцем. При этом вначале внушением вызывается ощущение тяжести, тепла и расслабления в теле, а позже используются лечебные формулы, регулирующие разные функции организма. Тренировка проводится под руководством врача примерно 1–2 раза в неделю. Овладев техникой аутотренинга, пациент способен быстро, автоматически, в любой обстановке оказать позитивное влияние на работу сердца, желудка или иного органа.
При лечении неврозов и трудностей в поведении у детей широко применяется игровая психотерапия. Вначале индивидуально, а затем в группе проводятся игры, способствующие эмоциональному оживлению, раскованности ребят. Позже в зависимости от состояния ребенка – его вспыльчивости, конфликтности или, напротив, робости, неуверенности в себе, закомплексованности – подбираются игры по нужным темам. Играя, дети рассказывают врачу о своих проблемах, иногда сами предлагают сюжеты, сцены и роли в играх.
Примыкает к этой методике так называемая арттерапия (лечение искусством) – использование музыки, живописи, художественной литературы для снижения эмоциональной напряженности и нейтрализации психотравмирующих переживаний.
Нельзя не упомянуть рациональную психотерапию, которая сводится к разъяснительным беседам и формированию иного взгляда на болезнь и возникающие проблемы. Врач знакомит пациентов с причинами заболевания, указывая на обратимый его характер и необходимость мобилизации компенсаторных механизмов организма. Его речь звучит достаточно эмоционально и аргументированно, без тени сомнения в возможности выздоровления.
Находит применение в детской практике и самый известный способ психотерапевтического воздействия – гипноз. В переводе с греческого это слово обозначает «сон». Явления гипноза применялись еще жрецами Древнего Египта. В медицинскую практику этот метод внедрен австрийским врачом Месмером. Поначалу лечебный эффект объяснялся действием магнитов или «заряженной воды» и «намагниченных предметов». Позже стало понятно, что дело вовсе не в «животном магнетизме», а во внушении. С годами медики научились вызывать сон, в котором пациенты сохраняют способность воспринимать то, что им внушает психотерапевт. По сути, гипноз – это особое, суженное состояние сознания, вызванное действиями врача для реализации необходимых лечебных формул.
Как проводиться детская психотерапия?
- в виде индивидуальных консультаций с ребенком и его родителей
- в виде специальных игровых занятий с детьми
- в виде групповых занятий для детей ( особенно при наличии проблем в общении)
- в виде детско-родительских психотерапевтических групп.
Разумеется, выбор лечебной тактики зависит от состояния и возраста детей. Различных методов воздействия словом (информацией) куда больше. Но главный вывод: психотерапия – один из видов лечения, который показан при определенных патологических состояниях. Во избежание неприятностей пользовать подобным способом больных должен квалифицированный специалист.

 

детская психотерапия и сеансы психотерапии

Rambler's Top100
Карта сайта | Рекомендуем | Педиатр.ру - советы детского врача